Обобщение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области за 2021 год.

  1. Общие положения

 

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области осуществляет управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее — Управление) в рамках полномочий, предусмотренных Положением об Управлении, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 62.

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.

 

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

— обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее — обязательные требования);

— обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

— снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

— совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

— повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

 

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

— выявление проблем правоприменительной практики статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесенных к его полномочиям, к нарушителям обязательных требований;

— выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

— выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

— выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

— выработка рекомендаций в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.

 

  1. II. Данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях

 

По состоянию на 15 января 2022 года подконтрольными субъектами являются 1685 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 514 юридических лиц имеют лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

 

В целях предупреждения и пресечения незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предотвращения проникновения на региональный алкогольный рынок контрафактной продукции управлением потребительского рынка Брянской области в 2021 году проведено:

447 контрольных (надзорных) мероприятий, из них:

— 21 мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (17 по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, 4 по декларированию);

— 404 внеплановых проверок по заявлениям о выдаче/продлении/переоформлении лицензии (дистанционным способом);

— 18 внеплановых выездных проверок в рамках контроля за исполнением предписания;

— 1 внеплановая документарная проверка;

— 3 контрольных закупки.

 

Вынесено:

— 3 решения об отказе в продлении (выдаче, переоформлении) лицензии;

— 24 решения о досрочном прекращении действия лицензии;

— 1 лицензия аннулирована решением Росалкогольрегулирования по заявлению управления.

 

Составлено 420 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, управлением и судами наложено административных штрафов на общую сумму 3 462 200 руб., взыскано с учетом задолженности прошлых лет – 2 181 948,89 руб., из них:

— 17 протоколов по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых государством цен;

— 16 протоколов по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ за оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов;

— 61 протокол по ч. 3 ст.14.16 КоАП РФ за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, из которых 49 за реализацию алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;

— 1 протокол по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований;

— 1 протокол по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии;

— 63 протокола по ст. 14.19 КоАП РФ за нарушение порядка учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— 1 протокол по ст. 14.45 КоАП РФ за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

— 202 протокола по ст.15.13 КоАП РФ за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— 3 протокола по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

— 1 протокол по ч. 6 ст. 19.4 КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— 16 протоколов по ч. 22 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

— 38 протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания.

Также Управлением вынесено 305 постановлений по делам об административных правонарушениях.

 

Выдано 76 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и 18 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, а так же 17 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

 

Управлением выявлено и изъято (арестовано) из оборота 122,975 дал алкогольной и спиртосодержащей продукции (маркированный алкоголь, пиво и пивные напитки).

 

III. Меры, которые следует предпринять в целях недопущения нарушения требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Меры, которые следует предпринять организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушения требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

— усилить контроль со стороны руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей за наличием сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции;

— усилить контроль со стороны индивидуальных предпринимателей за соблюдением требования о недопустимости розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;

— своевременно передавать достоверную информацию в единую государственную автоматизированную информационную систему о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки) в момент оформления кассового чека (для организаций);

— своевременно подавать достоверные декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом необходимо помнить, что максимальный срок действия электронной подписи 12 месяцев;

— заполнять декларации в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами;

— проводить своевременные сверки с контрагентами;

— не допускать нарушения сроков представления деклараций;

— усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части розничной продажи алкогольной продукции по цене, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов;

— усилить контроль со стороны руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей за соблюдением дополнительных ограничений и запретов к розничной продаже алкогольной продукции, установленных на территории Брянской области, в частности запрет продажи алкогольной продукции: 1) с 22 часов до 8 часов по местному времени; 2) в День знаний (1 сентября); 3) в День молодежи (27 июня);

— обеспечить возможность блокировки онлайн кассы в целях соблюдения требований, предусмотренные пунктом 9 статьи 16 Федерального закона
№ 171-ФЗ;

-использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: https://egais.ru; http://fsrar.ru;

— регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений.

 

  1. IV. Информация о профилактических мероприятиях

 

В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Управление осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с утвержденной программой профилактики нарушений.

В 2021 году Управлением была реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год, утвержденная приказом Управления от 18.12.2020 года № 297.

Управлением сформирован перечень нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — Перечень нормативных правовых актов). Перечень нормативных правовых актов размещен в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Управления (www.alco32.ru, раздел «Перечень обязательных требований»). Также проводился мониторинг актуальности Перечня нормативных правовых актов, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

Сотрудниками Управления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям объявлено 18 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целях информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований подготовлено 23 информационных сообщения, которые размещены на официальном сайте Управления в сети «Интернет» и в средствах массовой информации.

Информация о проводимых проверках и их результаты размещаются в ФГИС «Единый реестр проверок», а также на сайте Управления.

Кроме того, Управлением проводилась разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований путем личного общения, телефонных переговоров.