О необходимости соблюдения предприятиями розничной торговли и общественного питания обязательных требований к розничной продаже винодельческой продукции и рекомендациях по продвижению российского вина

В соответствии с подп. 12 п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускаются, в частности, без соблюдения требований к розничной продаже винодельческой продукции, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии.
Согласно п. п. 1, 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 468-ФЗ) лицами, осуществляющими розничную продажу винодельческой продукции, должно быть обеспечено доведение до сведения потребителя информации о виде и производителе винодельческой продукции, о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства. При розничной продаже виноградосодержащих алкогольных напитков, объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 процента, в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) такой продукции должно (должна) осуществляться отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина способом, позволяющим визуально отделить такую продукцию от вина, крепленого вина, игристого вина, и сопровождаться информационной надписью «ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».
В силу п. 3 ст. 32 Федерального закона № 468-ФЗ при розничной продаже российских вин защищенных наименований, а также вин, крепленых вин, игристых вин, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (вино России), в торговом зале или ином месте продажи их размещение (выкладка) должно сопровождаться надписью «ВИНО РОССИИ».
Согласно п.1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ.
При этом в силу подп. 27 п. 3.1 ст. 20 Федерального закона №171-ФЗ оборот, в том числе розничная продажа, винодельческой продукции с нарушением требований, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
В связи с активно проводимой работой государства по продвижению российских вин на отечественном рынке алкогольной продукции обращаем внимание на следующие рекомендации Штаба потребительского рынка Минпромторга России:

  • о необходимости приоритетной выкладки российских вин в торговых объектах возле входных групп, в начале стеллажей, размещении продукции в гастрозонах (отделы с мясной продукцией, сырами, кондитерской продукцией и др.), об оформлении специальных ценников (с информацией о винодельнях, терруарах и др.), об организации совместных акций с виноделами;
  • о приоритетном предложении со стороны официантов и сомелье российских вин в объектах общественного питания и активизации работы по приведению винных карт в соответствие с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 71775-2024 «Услуги общественного питания. Рекомендации по разработке, оформлению и содержанию винных карт».
    Телефоны для справок: 66-07-44, 64-37-30